Балтийское время
Котировки
РТС 1497.05 12.8
ММВБ 3598.44 20.43
Brent 66.74 0.09

Исследователь БФУ им. И. Канта совместно с коллегами из Китая выявила фактор, позволяющий обнаружить рак почек на ранней стадии

09:3802.07.2020 4382

Рак почек, неконтролируемое размножение клеток/разрастание почечной ткани, - это заболевание, которое чаще всего развивается у пациентов старшего возраста. В большинстве случаев заболевание протекает бессимптомно. Клинические проявления возникают в основном при поздних стадиях, когда лечение уже малоэффективно. Поэтому средняя продолжительность жизни таких пациентов ограничивается сроком в пять лет. Исследователь института живых систем БФУ им. И. Канта Людмила Мацкова совместно с коллегами из Китая выявила метод, позволяющий обнаружить рак почек на ранней стадии. Он позволяет также выявлять подтипы рака почек. Результаты исследования были опубликованы в авторитетном научном журнале “Med Sci Monit” в статье “Экспрессия и прогностическая значимость кадгерина 4 (CDH4) в патогенезе рака почек”. Кадгерин 4 - это белок, функция которого заключается в связывании клеток друг с другом. Если кадгерина 4 в клетках почек недостаточно, то нормальные клетки начинают неконтролируемо размножаться и превращаться в злокачественные. В статье исследователи описывают, что в раковых тканях почек обнаруживается гораздо меньше кадгерина 4, чем это необходимо. По мнению ученых, это случается из-за того, что не происходит правильного считывания информации с ДНК, синтезируется значительно меньше мРНК (посредник в передаче генетической информации от ДНК (места её хранения) к рибосомам (месту её реализации)). Исследование было проведено с использованием большой выборки образцов - были изучены почти 900 образцов тканей рака почек. Проведенное исследование позволит как можно раньше выявлять это заболевание и получать его точную характеристику, что, в свою очередь, даст возможность подобрать эффективную терапию, значительно повысить качество и продолжительность жизни после установки такого диагноза. Людмила Мацкова:

“Мы провели большую выборку исследуемых образцов - 891 образцов ткани рака почек, которая показала, что затухание экспрессии кадгерина 4 в ткани почек может сигнализировать о начале превращения нормальных клеток в злокачественные. Затухание экспрессии в нашем случае означает, что транскрипция (считывание информации=синтез матричной РНК)) гена, который кодирует этот белок, подавлена. Также был проведен биоинформатический анализ. Именно биоинформатический анализ базы данных о разных видах рака (The Cancer Genome Atla, TCGA), где собрана информация о геноме более, чем 11000 первичных раков, послужил отправной точкой в данном исследовании. Далее, использование методов молекулярной биологии позволило подтвердить значение экспрессии кадгерина 4 для раннего выявления рака почек и выявить молекулярный механизм возникновения рака почек. Кадгерин 4 сидит на поверхности клеток, помогая им связываться друг с другом, и следит за тем, чтобы клетки не делились. Экспрессия кадгерина 4 и появление его на поверхности клеток строго координируется с клеточным циклом. Но если экспрессия кадгерина 4 затухает на постоянной основе, как при раке почек, клетки начинают неконтролируемо размножаться”.