Балтийское время
13:22
Суббота, 15 Мая
Курсы валют
сегоднязавтра
89.93 89.62
74.36 74.00
Котировки
РТС 1548.93 8.52
ММВБ 3637.6 17.13
Brent 68.86 0.42

143 года тому назад появилась первая телефонная компания в мире

11:5609.07.2020 3131

9 июля 1877 года начала свою работу первая телефонная компания в мире. Ее основатель, профессор физиологии органов речи Бостонского университета Александр Белл, изобрел телефон, можно сказать, случайно. А именно, в ходе экспериментов по усовершенствованию телеграфа, изобретенного в 1832 году русским ученым Павлом Шиллингом.

Задуманный Беллом прибор с помощью тонкого медного провода должен был в один момент параллельно передавать 7 кодированных телеграмм, по числу нот в одной октаве. Во время тестов нового устройства свободный конец на одной из частотных мембран случайно приварился к транслирующему контакту. И тот, согласно легенде, передал не только коды, но и все эмоциональные высказывания помощника изобретателя по поводу этой неисправности. Таким образом, выяснилось, что голос можно транслировать на расстояние. Общество вступило в новую эпоху – эпоху аналоговой связи.

Именно благодаря известному номеру  «01» пожарная охрана нашей страны смогла стать самой оперативной службой экстренного реагирования. Поэтому 9 июля – значимая дата для огнеборцев, диспетчеров и телефонистов, служащих и работающих в системе МЧС России. Правда, далеко не сразу после изобретения телефонная связь стала использоваться для нужд пожарной охраны.

Теперь в это сложно поверить, но были времена, когда телефоны были скорее предметами роскоши, чем доступными средствами связи.

В Москве первые телефонные станции появились в восьмидесятые годы девятнадцатого столетия. Сначала они были ручными -  соединение осуществляла телефонистка.  Для вызова требуемого абонента барышня запрашивала его номер, затем втыкала штекер в соответствующее гнездо на панели. Опытная телефонистка умудрялась делать это менее чем за 8 секунд.

И сам аппарат был недешев, и абонентская плата – баснословной. В 1882 году в Москве к первой телефонной станции были подключены всего 26 абонентов. А в Кремле первый телефон установили только в 1903 году. Ради такого важного события в Москву из северной столицы даже прибыл с официальным визитом сам Император Николай II.

Уже после октябрьской революции 1917 года, в двадцатых годах прошлого века в СССР стали появляться появились первые АТС – автоматические телефонные станции, не требующие работы «барышень». Справедливости ради стоит отметить, что технически они могли с успехом эксплуатироваться в России и несколькими десятками лет ранее. В частности, отечественный изобретатель Михаил Фрейденберг еще в 1895 году предложил концепцию автоматических телефонных станций,  которые соединяли бы абонентов друг с другом без помощи операторов. Однако, эта идея оказалась востребованной только в начале следующего столетия. И связано техническое усовершенствование телефонной связи, очевидно, не только с ростом числа абонентов, но все возрастающей секретностью и шпионофобией.  Ведь у «телефонных девушек» была возможность прослушиваться все  разговоры. Впрочем, окончательно профессия оператора для внутренней связи ушла в прошлое только к середине прошлого века.

Любопытно, что короткий номер «01» обязан своему появлению именно введению в эксплуатацию АТС. Потому что оно привело к изменению внешнего вида самих телефонных аппаратов.  На них, наконец, появился вращающийся  диск для набора номера, состоящего из цифр и литер. Почему же именно «01»?

Чтобы это понять, необходимо взглянуть на дисковый телефон, а лучше – попытаться набрать какой-нибудь номер. Шесть раз опустить указательный палец в отверстие с цифрой и столько же раз прокрутить диск до ограничителя. Шесть раз подождать, пока он вернется в исходное состояние, чтобы набрать следующую цифру. Да, жизнь у людей прошлого века была не в пример сложнее, а терпения – побольше. Это Вам не смартфон с функцией «112»! А теперь представьте, что нужно сделать экстренный звонок, когда за спиной – дым, гудит огонь и всеобщая паника. Сочетание нуля и единицы – самое простое для набора. И запомнить легко, и нащупать на диске можно даже в условиях плохой видимости. И, самое главное, не надо тратить на это много времени.

Если Вы наберете номер «01», на том конце связи обязательно кратко представятся: «Пожарная охрана!» После чего внимательно выслушают Ваше сообщение и вышлют спецавтомобили по указанному адресу. Но куда именно приходит звонок очевидца возгорания, и что именно там происходит, знает мало кто. Это загадочное место называется центральный пункт пожарной связи. Переоценить его значение в жизни гарнизона невозможно. ЦППС – это орган управления, связи и контроля за оперативной обстановкой в регионе. Сюда в режиме реального времени стекается вся информация о том, что происходит  в каждой из пожарной частей области – сколько сегодня бойцов на посту, сколько на боевом ходу машин, куда отправляются пожарные на автомобилях, вплоть до выезда на заправку или в ремонт.  Сюда поступают звонки очевидцев о возгораниях. Здесь же принимаются решения о направлении подразделений на пожары. Эту ответственную работу выполняют двое: диспетчер и его помощник – телефонист.

В янтарном крае пост «01» располагается на улице Бассейной в одном здании с Управлением надзорной деятельности и профилактической работы, Центром управления в кризисных ситуациях и пожарно-спасательной частью № 5 по охране Центрального района Калининграда.  

В настоящее время в регионе функционируют два телефона экстренной связи: «01» и «112». Главное управление МЧС России по Калининградской области рекомендует при вызове экстренных служб сообщать диспетчеру следующую информацию:

При пожаре:

- характер происшествия (пожар) и точный адрес. Если Вы стали свидетелем пожара в незнакомой местности – сообщите видимые ориентиры на местности, название близлежащего населенного пункта, километр автодороги;

- сообщите точно известную Вам информацию о наличии пострадавших или о возможной угрозе людям.

При дорожно-транспортном происшествии:

- покиньте по возможности поврежденный автомобиль, а если вы стали свидетелем ДТП, то остановитесь, и незамедлительно сделайте звонок в оперативные службы. На трассе сотовая связь не везде устойчива - при отсутствии связи на месте ДТП следует проехать по дороге, пока прием не будет устойчив;

- сообщите диспетчеру характер и точное место происшествия – название улицы с номерами расположенных рядом домов, километр автодороги, тип попавших в ДТП авто (пассажирский автобус, легковая машина, грузовоз – тягач и т.д.);

сообщите точно известную Вам информацию о наличии пострадавших и о возможной угрозе развития негативных последствий – например: люди остались зажатыми в машине, произошел розлив горючего, его горение и т.д.

- по возможности сообщите марки автомобилей и  присвоенные им государственные номера.

 При происшествии на воде или на льду водоема:

- если Вы на берегу, или передвигаетесь на судне, остановитесь и незамедлительно сделайте звонок в службу «112»;

-  сообщите диспетчеру характер случившегося и точное место происшествия – название водоема, известные Вам или примерные координаты местности;

- сообщите точно известную Вам информацию о наличии пострадавших и о возможной угрозе развития негативных последствий – например: льдина с людьми откололась и пришла в движение, севшее на мель судно начало погружаться в воду, в воде появились следы загрязнения.

Фото из открытых источников





× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.