Балтийское время
06:49
Понедельник, 18 Октября
Курсы валют
сегоднязавтра
82.73 82.73
71.24 71.24
Котировки
РТС 1891.56 3.04
ММВБ 4261.82 16.69
Brent 84.76 0.1

В БФУ им. Канта обсудили вопросы дистанционного обучения русскому языку

09:3313.07.2020 5234

В четверг, 9 июля, в БФУ им. И. Канта состоялся дистанционный международный круглый стол «Русский язык онлайн: новые вызовы — новые возможности».

Открывая работу круглого стола, ректор БФУ им. Канта Александр Федоров подчеркнул, что одна из основных миссий нашего университета состоит в продвижении русского языка и русской культуры во всем мире.

«После связанного с коронавирусом кризиса мы вступаем в новый период коррекции форм обучения, — отметил ректор. — Именно на университетах лежит задача осуществить рефлексию подходов к образованию в новых условиях. В сегодняшнем круглом столе участвуют более полусотни участников из 15 стран. Это мероприятие даст возможность оценить новые методы обучения русскому языку, подтолкнуть партнеров к более тесному сотрудничеству, и самое главное — обеспечить условия для выполнения нашей главной миссии, которая заключается в популяризации русского языка и культуры».

Организаторов и участников круглого стола приветствовал руководитель Российского центра науки и культуры в Варшаве Игорь Жуковский:

«Я благодарен БФУ им. И. Канта за то, что он собирает ученых, экспертов из разных стран на своей площадке и обсуждает на высоком содержательном уровне такую важную проблематику. И я признателен всем вам, дорогие преподаватели русского языка за рубежом, за просветительскую и цивилизационную миссию, которую вы несете. "Новая нормальность" в ситуации пандемии заставила всю образовательную модель совершить принудительный резкий скачок из традиционной модели образования в новую, в которой обучающиеся и преподаватели находятся в дистанционной коммуникации без физического присутствия. Мы стали свидетелями серьезнейшего вызова, перед которым встали университеты: смогут ли они составить достойную конкуренцию другим образовательным структурам, которые по традиции более гибки в выборе форм обучения русскому языку, особенно за рубежом? Чем ответят на это университеты, как они смогут скорректировать методически и организационно программы традиционного и онлайн-обучения?»

Директор института гуманитарных наук Татьяна Цвигун полагает, что последние несколько месяцев существенно изменили жизнь людей и, безусловно, кардинально повлияли на наши коммуникативные привычки.

«Встает вопрос о том, как меняется коммуникация, каким трансформациям подвержена сама коммуникационная среда, какие новые трудности или новые возможности открывают перед ней технологические ресурсы. Фактически сегодняшний круглый стол посвящен единой проблеме — проблеме коммуникации в условиях новой технологической революции. В некотором смысле технологические среды — а мы с вами говорим о всевозможных онлайн-платформах для видеоконференций, мессенджерах, иных формах дистанционного общения, — уже превратились в полноправных участников коммуникаций. Если вдуматься, сейчас в коммуникации нас уже трое: я как коммуникант, мой собеседник и сама технологическая среда, которую мы выбираем. Раздвигаются возможности коммуникации, технологическая среда снимает привычные физические границы. То, что в сегодняшнем событии принимают участие 24 университета и языковых центра от Испании до Мьянмы, — это ли не показатель того, что мы вступили в новую фазу коммуникаций?» — отметила Татьяна Цвигун.

На круглом столе представители российских и зарубежных вузов поделились своим опытом использования различных форм онлайн-обучения в преподавании русского языка как иностранного. С сообщениями выступили около 30 преподавателей и студентов из России, Польши, Литвы, Эстонии, Германии, Хорватии, Чехии, Боснии и Герцоговины, Казахстана, Италии, Испании и др.; еще более 30 представителей университетов и языковых центров выступили участниками дискуссии.

Декан подготовительного факультета Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Наталья Татаринова рассказала о том, как менялось отношение преподавателей к занятиям онлайн — от скепсиса до признания преимуществ новой формы обучения. А вот некоторые студенты, по ее словам, удивили:

«Мы думали, что все они компьютерные гении, а на поверку выяснилось, что далеко не все из них уверенно владеют программой MS Word», — отметила она, отдельно подчеркнув, что активизация форм онлайн-обучения ставит вопрос о повышении компьютерной грамотности студентов и преподавателей.

Доктор Барбара Козак из Варминьско-Мазурского университета (Ольштын, Польша) обратила внимание на многие позитивные моменты онлайн-обучения:

«Используя форму видеоконференций для проведения учебных занятий, мы входим к студентам в дома, в их квартиры, — отметила Барбара Козак. — И между нами появилось больше доверия. Преподаватель уже не ведет студента за собой, а видит в нем равного, поддерживает выбор и инициативу студента — благодаря этому студенты стали активно участвовать в подготовке и организации занятий».

Интересной статистикой поделилась научный сотрудник Университета им. Кристиана Альбрехта (Киль, Германия) Анна Вайгль. В ее университете был проведен опрос студентов для выявления трудностей, с которыми они столкнулись при участии в онлайн-занятиях. Многие из студентов отметили, что привычные аудиторные занятия имеют ряд преимуществ — это возможность непосредственного общения с преподавателями и друг с другом, более удобное восприятие иностранного языка на слух. Преимущества занятий онлайн — экономия времени, возможность всегда присутствовать на занятиях и даже «спонтанно выбрать сорт чая». Между тем, отвечая на вопрос о возможном выборе между традиционной и дистанционной формами обучения, 10 из 16 студентов предпочли привычные аудиторные занятия и лишь двое высказались в пользу занятий в формате видеоконференций Zoom. Хотя привыкнуть к новым условиям обучения смогли 65% студентов, говорить о бесспорном преимуществе онлайн-обучения, по мнению Анны Вайгль, пока не приходится.

Отдельный блок дискуссии был посвящен рефлексии преподавателей — подведению первых итогов и попыткам осмысления себя в новой цифровой реальности дидактики. Доцент Анастасия Беловодская из Вильнюсского университета, рассуждая о специфике прошедшего «ZOOMированного семестра» завершающегося учебного года, обратила внимание на важные антропологические изменения, которые коснулись нашего самоощущения при работе в дистанционном формате. Дистанционное образование последних месяцев, отметила Анастасия Беловодская, смогло де-факто разрушить многие мифы, сложившиеся вокруг онлайн-обучения в последнее время.

Доцент БФУ им. И. Канта Ольга Вертинская подчеркнула, что дистанционное обучение стало для большинства преподавателей этапом серьезной профессиональной перезагрузки, проверкой на готовность быть вовлеченным в общемировой образовательный процесс.

В завершение дискуссии слово было предоставлено студентам — своими впечатлениями от изучения русского языка в дистанционном формате поделились Ольга Коссаковска-Марас (Ягеллонский университет, Польша), Ивана Чутук (Мостарский университет, Босния и Герцоговина) и Энa Юракич (Задарский университет, Хорватия).

Подводя итоги круглого стола, его участники отметили, что не только узнали от своих коллег много нового о возможностях и инструментах онлайн-обучения, но и получили в процессе общения важную профессиональную и психологическую поддержку. Было единогласно озвучено мнение о необходимости дальнейшего обмена опытом между российскими и зарубежными преподавателями русского языка в целях профессионального совершенствования и поддержания научно-образовательного диалога между университетами и языковыми центрами партнерской сети.

× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.